Начальники Управления кадров Генерального штаба ВС СССР

Страницы истории Управления кадров Генерального штаба

Вехи становления Управления кадров

Отдел кадров Генерального штаба был образован 9 апреля 1936 года. Основополагающим документом для этого стал приказ народного комиссара обороны СССР Маршала Советского Союза К.Ворошилова. В тот же день было утверждено и положение о нём. Начальником отдела был назначен комбриг Александр Черников, подчинявшийся непосредственно начальнику Генштаба. В своём становлении и развитии в предвоенные годы отдел прошёл непростой и достойный уважения путь. На плечи его сотрудников легли задачи подбора, назначения и воспитания военных кадров номенклатуры начальника Генерального штаба.
Помимо комплектования личным составом Генштаба, учёта и отчётности, хранения и ведения личных дел и других документов командного и начальствующего состава, подготовки материалов к присвоению воинских званий и награждению, новому кадровому органу предстояло заняться подбором кандидатов для поступления в ВАГШ и контролем за наиболее целесообразным назначением её выпускников на должности, а также вопросами, связанными с прохождением службы, мобилизационным предназначением командиров Генерального штаба РККА.
Однако в условиях развернувшейся в стране кампании по борьбе с «врагами народа», арестов, атмосферы недоверия и подозрительности уже 5 апреля 1937 года приказом народного комиссара обороны СССР отдел кадров Генерального штаба был расформирован, а решение его задач возложено на Управление начсостава РККА.
Образование очагов войны в Европе и на Дальнем Востоке, начало Второй мировой войны и возникновение непосредственной угрозы военного нападения на СССР потребовали укрепления обороноспособности страны, усиления роли Генерального штаба и изменения его организационной структуры. И в июле 1940 года отдел кадров Генштаба РККА был вновь сформирован. Создавался он на базе 5-го отдела Главного управления кадров Красной Армии и общего отдела Генерального штаба.
Тяжёлые годы Великой Отечественной войны подтвердили верность этого решения. Без самостоятельного кадрового органа невозможно было бы обеспечить правильный подбор и расстановку военных кадров непосредственно в Генеральном штабе и его структурных подразделениях.
В послевоенное время была проведена реорганизация высших органов военного управления в соответствии с условиями мирного времени. Организационно-штатным мероприятиям подвергся и кадровый орган Генерального штаба. Изменения штатов отдела кадров последовательно происходили в августе 1945 года, феврале 1946 года, сентябре 1948 года, августе 1949 года, апреле 1953 года.

Сквозь реформы и трансформации

В 50-е годы прошлого века совершенствование структуры Генерального штаба продолжилось. Создавались новые органы, расформировывались и реформировались существующие. Немаловажную роль в обеспечении этих мероприятий продолжал играть отдел кадров.
В 1960-е годы в связи с большим объёмом работы по кадровому обеспечению проводимых организационно-штатных мероприятий значительно увеличилась численность отдела.
Наряду с решением текущих кадровых вопросов отдел по-прежнему продолжал обеспечивать проведение организационно-штатных мероприятий в Генеральном штабе. Среди них и неоднократное реформирование Главного организационно-мобилизационного управления, образование организации Варшавского договора, создание информационно-расчётного центра Генштаба и выполнение многих других задач.
В 1970-е годы в условиях противостояния двух политических систем, взрывоопасной обстановки в мире правильная кадровая расстановка играла большую роль.
В период перестройки, формирования нового политического мышления, снижения уровня военного противостояния, перемен во внутриполитическом и экономическом устройстве страны происходило значительное сокращение численности Вооружённых Сил, Генерального штаба. Штатные изменения коснулись и Управления кадров Генштаба. В тот период, кроме решения вопросов прохождения службы непосредственно в Генеральном штабе, управление осуществляло кадровое обеспечение организаций, подчинённых начальнику Генштаба, заместителю министра обороны СССР по вооружению, министру обороны СССР. Управление кадров также принимало участие в назначении офицеров, которые проходили службу в видах Вооружённых Сил, военных округах, на флотах и в других органах на должностях, учитываемых в Генеральном штабе. В конце 80-х годов с помощью 39-го Главного вычислительного центра Генерального штаба в Управлении была сформирована автоматизированная система учёта личного состава.
В 1989 году кадровый орган Генерального штаба оснастили персональными электронно-вычислительными машинами, была смонтирована собственная локальная вычислительная сеть, произведена отладка программного обеспечения учёта личного состава.
В период распада Советского Союза большой объём кадровой работы был связан с выводом советских войск из зарубежных стран и бывших республик СССР. Формировались новые органы управления Вооружёнными Силами Российской Федерации, изменялась система военного образования, происходило реформирование научно-исследовательских учреждений Министерства обороны, пересматривались штаты всех органов Генерального штаба.
В 1992–1995 годах на кадровое обеспечение были приняты организации, учреждения и воинские части, подчинённые начальникам инженерных войск, войск РХБЗ, Главного ракетно-артиллерийского управления, Главного автомобильного и Главного бронетанкового управлений (впоследствии – Главного автобронетанкового управления Министерства обороны), 9-го центрального управления Министерства обороны, Военно-оркестровая служба, Управление Военного издательства, Военный университет и другие.
С 1993 года началось кардинальное изменение нормативно-правовой базы, касающейся вопросов прохождения военной службы, что потребовало перестройки всей системы кадровой работы с военнослужащими, в том числе и в Управлении кадров Генерального штаба.
В первой половине 1996 года на кадровое обеспечение было принято сформированное Управление государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью.
Управление кадров Генерального штаба на высоком профессиональном уровне обеспечивало проведение в установленные сроки этих многочисленных организационно-штатных мероприятий в организациях, подчинённых министру обороны и его заместителям.
Во второй половине 1996 года были сформулированы новые задачи Министерства обороны и Генерального штаба, потребовавшие существенного изменения его структуры. В связи с этим предстояло провести огромную кадровую работу.
Так, к примеру, в связи с переподчинением Центрального управления военных сообщений Министерства обороны в августе 1997 года оно было снято с кадрового обеспечения. А ликвидация Главного командования Сухопутных войск и подчинение начальнику Генерального штаба управлений армейской авиации, войсковой ПВО, ракетных войск и артиллерии Вооружённых Сил и Общевойсковой академии ВС РФ потребовали для их кадрового обеспечения в сентябре 1998 года даже введения в штат нового, 5-го направления. В ноябре
2001 года произошёл обратный процесс, и кадровое обеспечение многих структурных подразделений из вышеперечисленных исключается из зоны ответственности управления.
С октября 2004 года начинается новейшая история кадрового органа Генерального штаба, когда на его базе создается 6-е управление Главного управления кадров Министерства обороны. Вместе с этим на него возлагается весь спектр задач по кадровому обеспечению центральных органов военного управления, воинских частей и организаций, подчинённых не только начальнику Генерального штаба, но и начальнику Аппарата министра обороны, первому заместителю главы военного ведомства, начальнику вооружения Вооружённых Сил с общей численностью более 45 тысяч военнослужащих и лиц гражданского персонала.

В современных условиях

Гарантом безопасности страны во все времена, в том числе и в наши дни, в первую очередь выступают её Вооружённые Силы, эффективность их применения зависит прежде всего от профессионализма руководящего состава, подбор и расстановка которого осуществляется в том числе 6-м управлением Главного управления кадров.
Сегодня этот сплочённый, высокопрофессиональный коллектив, сумевший не только сохранить, но и приумножить достоинства своих предшественников, способный решать сложные, многоплановые задачи кадровой политики, возглавляет генерал-майор Александр Власенко. Он прошёл большую школу кадровой работы в Вооружённых Силах, имеет за плечами ценный боевой опыт. Структурными подразделениями управления успешно руководят капитан 1 ранга Евгений Вяткин, полковники Виктор Терентьев, Вячеслав Мингалёв и Василий Ёркин. Продолжают славные традиции кадрового органа Генерального штаба и сегодня полковники Анатолий Барановский, Александр Мегус, государственные гражданские служащие полковник запаса Михаил Белоусов, Ирина Исаева и Ирина Самсонова, ранее проходившие военную службу (работавшие) в Управлении кадров Генерального штаба.
В настоящее время на управление возложено кадровое обеспечение не только Генерального штаба, но и центральных органов военного управления, подчинённых министру обороны и его заместителям, высших военных учебных заведений и научно-исследовательских организаций военного ведомства. Сегодня на кадровом обеспечении управления состоит более 65 тысяч военнослужащих.
За годы существования управления его личным составом в тесном взаимодействии с руководством органов военного управления проводилась ответственная работа по сохранению кадрового потенциала Вооружённых Сил, состоящего из опытных, всесторонне подготовленных и мотивированных военнослужащих в ходе переформирования органов военного управления.
Важно отметить, что чётко организованная работа позволяет комплектовать органы военного управления, воинские части и организации Минобороны России, состоящие на кадровом обеспечении 6-го управления, наиболее профессионально подготовленными специалистами, которые наилучшим образом проявляют себя как в повседневной деятельности, так и при выполнении решений высшего руководства государства.
Так, в 2020 году в соответствии с поручением министра обороны управлением были разработаны и внедрены новые подходы к подбору кандидатов к назначению на воинские должности профессорско-преподавательского состава военных учебных заведений. Это позволило после тщательного отбора комплектовать данные должности офицерами, отвечающими всем установленным критериям и имеющими достаточный практический войсковой опыт.
Ещё одна очень значимая и ответственная задача, которая возложена на управление – организация работы комиссий Минобороны России по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий. Несмотря на существенно возросшее в последние годы – сразу в 12 раз – количество поступающих обращений, управление качественно и в установленные сроки обеспечивает выполнение работы в этой чрезвычайно важной социальной сфере.
Продолжая складывавшиеся десятилетиями традиции кадрового органа Генерального штаба, 6-е управление ГУК в современных условиях остаётся важнейшей составляющей кадрового обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации.

Юлия КОЗАК, «Красная звезда» 

На Главную